Депутаты могут изменить правила ареста активов и имущества, добытых незаконным путем: во вторник-среду комитеты рассмотрят три уже принятых в первом чтении закона: об аресте и спецконфискации имущества, и создании Национального агентства по выявлению, розыску и управлению активами. После этого законы планируют внести в зал для принятия в целом.
Эксперты говорят, что нормы хороши, но нужна служба мониторинга доходов чиновников.
Первый законопроект позволяет по решению следственного судьи арестовывать имущество, записанное на третьих лиц, например, на мать или жену лица, подозреваемого, к примеру, в коррупции или хищении госсредств.
“Акцент смещается с процессуального статуса человека на суть имущества или активов. Но тот факт, что они добыты преступным путем, должен будет доказать прокурор, — поясняет замгенпрокурора Виталий Касько. — Опасения, что можно будет отбирать имущество у кого угодно, неоправданны: например, нельзя арестовать имущество, если владелец не знал и не мог знать о его преступном характере. Прокурор же должен подать документы о стоимости имущества, зарплате подозреваемого и его родственников, на которых, к примеру, записано имущество, и доказать, что оно превращено из активов, добытых незаконно”. При этом владелец имущества сможет оспорить такой арест сколько угодно раз, отмечает Касько.
Второй закон распространяет специальную конфискацию, которая применяется как вид наказания и для возмещения ущерба, на все преступления — ведь сейчас конфискация не предусмотрена даже по статьям о торговле наркотиками, людьми и терроризме.
Еще одним законом планируется создать Нацагентство по управлению активами, сотрудники которого, по запросу прокуратуры, будут искать активы подозреваемых.
Туда, как рассказал замминистра юстиции Антон Янчук, войдет около ста человек: “Тут не нужен большой штат сотрудников. Работники будут заниматься аналитической работой”. Для поиска активов агентству дадут доступ ко всем базам данных органов власти, кроме того, они будут связываться с такими же агентствами за границей. “Арестовать имущество можно будет через день, а не через две недели, как это есть сейчас”, — подчеркивает Янчук.
Зарплаты сотрудников пока не прописаны, но, по словам представителя Центра по противодействию коррупции Дарины Каленюк, поправки к закону от депутатов предусматривают уровень зарплат чуть ниже, чем у работников НАБ. Также агентство сможет продавать арестованное имущество (оценщиков и управителей, которые будут заниматься продажами, отберут на конкурсе).
“Есть имущество, которое ежедневно теряет стоимость: электронная техника, транспортное средство, — поясняет Янчук. — В интересах лица-собственника его продать, а деньги внести на счет”. Эти деньги отправят на депозитный счет в госбанк, но в случае оправдательного приговора владелец получит только основную сумму, а не проценты.
В Раде уже написали к законам около 200 поправок, но надеются, что за доработанные законы голоса будут.
Дело в том, что необходимость создания агентства — один из критериев выполнения плана действий по либерализации визового режима, говорят в комитете по иностранным делам. А первый замглавы комитета по вопросам правосудия Леонид Емец уверен, что без закона нельзя: “Иначе мы позволим преступникам и дальше перепродавать украденное имущество”.
Немає коментарів:
Дописати коментар